Садомазохистический сценарий. Норма или патология?

Садомазохистический сценарий. Норма или патология?

14.01.2020

Коновалов Владислав Геннадьевич

Содержание

Уважаемые читатели, данная статья создана практикующим врачом-сексологом и содержит описание клинических случаев садомазохизма у его пациенток, а также описание их желаний и эмоций. Статья носит научно-образовательный характер и не имеет задачи оскорбить чьи-то чувства и пропагандировать какой-либо образ действий. Если для вас неприемлемо содержание статьи, просим далее не читать. Возрастное ограничение 18+

Нередко ко мне как к врачу-сексологу в Областной кабинет семейного врачебно-психологического консультирования (сексологии) обращаются пациентки, пациенты и пары, с одной стороны, c сексуальными дисгармониями, у которых не совпадает сексуальный сценарий, а с другой стороны, с отдельными сексуальными расстройствами (это может быть отсутствие или снижение сексуального влечения, недостаточная оргастичность или отсутствие оргазма при нормативном вагинальном половом акте).

Но в процессе обследования и доверительной беседы выясняется, что у девушек и женщин влечение усиливается (а сексуальная разрядка возникает) при особых сексуальных играх и действиях, которые можно отнести к грубому спонтанному сексу и/или садомазохистическому сексуальному сценарию: игры в изнасилование, покусывания, царапания, шлепки и телесные наказания в обстановке интима. Также у некоторых присутствуют сексуальные сновидения с соответствующим содержанием.

Были и достаточно уникальные случаи, когда у мужчин возникало семяизвержение и оргазм только в том случае, когда женщина наступала своим каблуком на их ладони. Либо же яркий оргазм у мужчины возникал даже без стимуляции его гениталий, только тогда, когда он облизывал стопы своей партнёрши (своеобразная форма мазохизма – подофилия).

Клинические примеры женского садомазохизма гораздо более утончённые.

Женский садомазохизм. Пример первый

Пациентка Х1, 27 лет, образование высшее техническое, обратилась с жалобами на отсутствие сексуального влечения к мужскому полу и недостаточную оргастичность при половом акте. В возрасте 14 лет у неё была сексуальная травма. На дефлорацию в 18 лет пошла сама, хотела подчиниться и испытать что-то необычное.

Обрисовывает свои фантазии так: «С периода пубертата у меня в голове прокручивается эротическая фантазия, что я попадаю в Сказочный Замок, где меня окружают много людей (мужчин и женщин), опекают, заботятся, прислуживают мне и лижут пятки».

Для реализации этой своеобразной «подофилии» пациентке предстояло осуществить что-то такое «необычное, чего не хватало для полноты эротической картины». Мужа она не представляла своим доминирующим партнёром и ему подчиняться не хотела. Во время полового акта думала об абстрактных эротических символах (незнакомцы, королевство, королева (больше возбуждает) и подданные, госпожа и рабыня, сказочные персонажи), представляла себя королевой и подданной одновременно. Реальные люди практически не присутствовали. При внешне ярко выраженной женственности отмечала, что «не осознаёт до конца, чего она хочет в сексе», говорила, что «возможно, я неопределённого пола»

В процессе обследования у неё были выявлены эмоциональные нарушения, личностные особенности и расстройства с тенденцией к погружению в собственные переживания и отстранённостью от социума.

Женский садомазохизм. Пример второй

Пациентка Х2, 27 лет, образование высшее техническое, обратилась с жалобами на избирательное отсутствие сексуального влечения к мужу. При этом к особенно престижным и ярким мужчинам сексуальное влечение есть. Муж не нравится внешне, так как он «пассивный в интиме, мелкий, у него хрупкое телосложение и маленький размер полового члена».

Отмечала, что «хотела бы попробовать секс одновременно с двумя мужчинами». Рассказывала, что несколько раз просила мужа, чтобы он высек ее ремнём по обнажённым ягодицам, но «он пассивный, не хочет, у него от этих мыслей даже эрекция пропадает, трудно возбуждается в сексе». Говорила, что не хочет реализовывать с мужем свои фантазии и даже «уже нашла другого мужчину».

Делала акцент на том, что ей нравятся визуально крепкие мужчины, физические ощущения при половом акте, но доминирующие и агрессивные мужчины ей пока не попадались. При сексуальном возбуждении с мужем любит его царапать, кусать, но муж эти проявления у неё сдерживает. Очень сильно возбуждают порнофильмы с садомазохистическим и жёстким сексуальным сценарием.

В процессе обследования у неё были выявлены выраженные эмоциональные расстройства, эгоцентрические личностные особенности и расстройства с завышенной самооценкой и сниженной эмпатией.

Женский садомазохизм. Пример третий

Пациентка Х3, 37 лет, образование высшее экономическое, жалобы на отсутствие оргазма при половом акте с началом половой жизни.

Воспитывалась в мусульманской семье с культом мужчины. В родительской семье доминировали мать и старший брат. Постоянные психические травмы с детства, особенно со стороны брата, который её бил, оскорблял, ревновал к родителям. В 7 лет демонстративная суицидальная попытка.

Своё эмоциональное состояние и сексуальный сценарий описывает так: «Я хочу быть счастливой. Эти мои душевные страдания от повышенного комплекса вины и стыда. Другого выбора у меня нет. Это моя наркотическая зависимость от особого интима… Так, например, проходит наша встреча… Он всегда делает это внезапно и неожиданно… Я могу и хочу получать эту физическую боль от него, она заглушит мою эмоциональную боль… Он бьёт меня стеком по моему обнажённому телу, но я это терплю, и мне не больно, ведь он меня так сильно любит, и только так. Это надо мне, я хочу быть с ним, только с ним… Я не хочу душевной боли. Да, каждый день, сегодня я желаю, чтобы он подчинил, унизил, завоевал меня. Пусть только на миг, но я буду полностью Его женщиной, в его власти. Потому что я тоже хочу какую-то долю своего женского счастья, хочу быть с ним свободной…. Я очень тяжело переношу одиночество, это невыносимо, я болею, когда одна и никому не нужна. Я устала от этой тяжёлой душевной боли, она невыносима. Это ничто по сравнению с физической болью. Пусть делает мне больно, очень сильно физически больно, но лишь бы был рядом со мной, тогда я спокойна, он «излечивает» мою душевную боль. Постоянная тоска, тревога, депрессия, эта периодическая паника. Когда прихожу домой в одинокие стены, то включаю одновременно всё: свет во всех комнатах, телевизор, радио, магнитофон, компьютер. Лишь бы не чувствовать одиночество, лишь бы быть рядом с ним любым способом. Когда я ухожу от него, я счастлива. Исчезает тяжесть, о которой я даже не подозревала, пока она не исчезла. Хотя бы ещё немного, какой-то миг. Без него я не могу жить, и у меня была уже попытка, я не смогла жить без него, и попыталась что-то с собой сделать, но сейчас я счастлива, пусть и в такой любви».

Ещё до обращения к врачу-сексологу у пациентки была незавершённая суицидальная попытка. У неё был выявлен выраженный невроз с демонстративным и эгоцентричным поведением, выраженная эмоциональная зависимость от полового партнёра с тенденцией удержать любой ценой такие отношения, даже с риском для своей жизни, жить не своей жизнью, а жизнью партнёра, который часто её игнорирует.

"Доктор, а это лечится?"

Во всех вышеперечисленных клинических примерах наличествует ярко выраженный садомазохистический сексуальный сценарий на фоне психопатологии (расстройства личности, невротические расстройства, выраженные эмоциональные нарушения). А особый сексуальный сценарий являлся фактором облегчения эмоционального состояния и усиления сексуального влечения. С пациентками проводилась длительная психофармакотерапия и психотерапия с положительным результатом.

Природные корни садомазохизма

Возникать и развиваться садомазохистические наклонности могут по различным причинам.

Зигмунд Фрейд (1906) отмечал, что при садомазохизме происходит регресс или фиксация на детской (садистско-анальной) стадии формирования сексуальности.

Г.С. Васильченко связывает возникновение садомазохизма с гиперролевым поведением, развивающимся на фоне нарушенной дифференцировки мозга в пренатальном периоде.

А.А. Ткаченко (1997) в своей монографии, посвящённой сексуальным извращениям-парафилиям, глубоко вскрывает корни садизма c разных уровней: биологическом, психолого-психиатрическом, сексопатологическом и судебном.

А.М. Свядощ (1994) отмечает, что парафилия в виде садомазохизма представляет собой зафиксировавшиеся навязчивые действия и влечения, возникшие по механизму условного рефлекса.

Согласно учению И.П. Павлова (1930), условный раздражитель (в данном случае – боль) предшествует безусловному подкреплению (сексуальному возбуждению), и тогда в коре больших полушарий может образоваться так называемая временная связь, которая соединяет два очага возбуждения.

В этом случае переживаемая боль становилась сигналом о предстоящем сексуальном удовлетворении и разрядке (оргазме).

Доминирование одного какого-то полюса в одной личности при садомазохизме зависит от многих факторов:

  • конкретного сексуального партнера;
  • обстановки;
  • психологических особенностей (пассивный либо взрывной характер);
  • яркости эротических фантазий (проявляется сильнее у интеллектуальных и эмоциональных личностей);
  • психопатологии (тревожность, депрессия, невротизация).

З. Фрейд связывал проявление парафильной сексуальности с неврозом: «Невроз – негатив перверсии».

В садомазохистском сценарии психологический фактор играет определяющую роль, а причинение боли и секс-атрибутика находятся на вторых ролях.

При этом половые партнеры в своих действиях соблюдают определенные сексуальные ритуалы:

  • обстановка;
  • место;
  • переживание ощущения времени, эмоций;
  • оговариваются мельчайшие детали, а также предел сексуальных манипуляций.

Без особых психологических особенностей партнеров и ритуализации сексуальных отношений нельзя говорить о садомазохистских отношениях. В этом случае можно отметить только сексуальную форму экспериментирования.

Садизм и мазохизм образуют своеобразную симбиотическую пару, при которой совместный союз взаимовыгоден друг для друга. Как мазохист, так и садист, находятся в полной зависимости друг от друга.

Для садиста полное господство возможно только при сексуальном доминировании и истязании другого сексуального партнера - мазохиста. Яркий пример такой зависимости показала Л. Кавани в фильме «Ночной портье», в котором главная героиня через 20 лет встречает в гостинице немецкого офицера, своего мучителя, который в годы II Мировой войны издевался над военнопленными в концлагере. Она бросает своего мужа и остаётся с портье-садистом. В финале фильма герои моделируют обстановку фашистского лагеря и вместе погибают.

Резюмируя вышеперечисленное, могу сказать, что в любом случае, садомазохистический сценарий связан с искажением психосексуального развития, которое исходит из детства от родителей, больше от матери, которая для ребёнка одновременно является любящим и «карающим» объектом.

И если после какого-то вербального или физического наказания ребёнок почувствовал любовь к себе родителей, то эта любовь для него становится крайне эмоционально яркой.

Так и при садомазохистическом сценарии очень сильные переживания необычных ощущений и эмоций заменяют собой истинные любовь и чувства.

Поиск «специального» партнера

Явления садомазохизма, мазохизма и садизма выходят далеко за рамки сексуальности и выражаются в стремлении к зависимости одного человека от другого, тенденцией к самоуничижению и саморазрушению.

Мазохист в определенных случаях стремится усиливать боль, чтобы после этого испытать наслаждение от её отсутствия. Садомазохистские установки человека могут сублимироваться и переводиться в социально приемлемые виды деятельности. При садомазохистских фантазиях люди находят «замену» исполнения своих желаний в эротических и порнографических журналах и фильмах. При этом возможен своеобразный «катарсис», проявляющийся в высвобождении сексуального напряжения и мысленном реагировании на объект.

Большая часть поклонников такой «своеобразной любви» пытается найти свою не очень традиционную половину через эротические журналы, газеты и Интернет.

Средневековый врач Парацельс Теофраст Гогенгейм говорил, что любое вещество в зависимости от дозы может быть лекарством или ядом. Змеиный яд губителен, но в малых дозах является бесценным целительным средством. Также при садомазохизме – всё зависит от интенсивности и вида сексуальных действий, предела окончания «сексуальной игры» и согласованности партнёров в этом.

Писатели и такие выдающиеся учёные, как Фрейд, Фромм, Краффт-Эбинг, Шопенгауэр, считали элементы «своеобразной жестокости» сексуального сценария не порочным извращением, а лишь необходимой атавистической приправой к таинству любви, придающей ей и вкус, и аромат.

Иными словами, в случае благоприятного партнёрского подбора (комплиментарности) садомазохизм может иметь какие-то положительные черты для формирования межличностных связей.

Но, с другой стороны, надо понимать и иметь возможность определить, связан ли такой аномальный садомазохистический сценарий с либидо, оргазмом и какой-то психопатологией или это только как «приправа к блюду» для усиления, обострения и гармонизации сексуальных отношений.

Ещё больше интересного и полезного про здоровье, лекарства и болезни в нашем телеграм-канале Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Оставить комментарий

    Комментариев пока нет