Меню

Загадочная тахикардия или банальная реакция на наркотик?..

28.12.2019

Невярович Владимир Константинович
Психиатр, нарколог врач высшей категории


В молодые годы работал я в должности врача-психотерапевта в одном из лечебных учреждений города Воронежа. Учреждение это было своего рода элитное, так как в нем могли лечиться лишь номенклатурные работники города и области, а также члены их семей. Вот с сыном одного из таких ответственных работников области и пришлось мне познакомиться и профессионально позаниматься, получив от него очередной важный жизненный урок...

Клинический случай

Этого молодого человека звали Вадим. Он являлся студентом Воронежского государственного университета, и было ему в то время всего-то около 20-ти лет от роду. Вадим не хватал звезд с неба, но сессии систематически сдавал и, как я понял, хвостов на момент нашего с ним знакомства не имел. В больницу он попал по причине сердцебиений и головных болей.

До этого в течение года он уже лечился в стационаре по этому же поводу, но без существенного улучшения. Проведенные в больнице исследования не выявили органической патологии, однако по утрам лечащий врач Вадима регулярно отмечал тахикардию до 100 ударов в минуту и выше, иногда с небольшой гипертензией, порядка 135/90 мм рт. ст.

Предварительным диагнозом была весьма модная в те времена нейро-циркуляторная дистония по смешанному типу. Вадима поместили в одноместную палату неврологического отделения со всеми удобствами, назначив комплексное лечение, включая психотерапию.

На первичном  приеме у меня, кроме сердцебиений, Вадим жаловался на головные боли, ухудшение концентрации внимания и нарушение ночного сна. Считал, что болен в течение года. Эмоционально-стрессовые возможные причины отрицал.

Анамнез

Родился и вырос в Воронеже. Был единственным ребенком в семье. В школе увлекался спортом (футбол, хоккей, теннис). Из перенесенных заболеваний отмечал только простудные. «Белой вороной» себя не считал, но особенно общительным никогда не был.

В психическом статусе у Вадима я не нашел каких-либо существенных отклонений. Правильного телосложения, удовлетворительного питания, мышление абстрактно-логическое, речь внятная, чистая, хорошо модулированная. Значимые переживания выявляет, правда, не полностью. Интеллект сохранен, соответствует возрасту и полученному образованию. Обманов восприятия, бредовых переживаний, суицидальных тенденций не выявлено. Пробу с 7-кой выполнил хорошо. В позе Ромберга устойчив. Из вредных привычек было выявлено только курение (около ½ пачки в день). Кожные покровы чистые, следов от инъекций не обнаружено.

Терапия

Вадим получал в отделении седативную, сосудистую и физиотерапию. Из препаратов ему назначили: анаприлин (препарат из группы B-блокаторов), ноотропы, витамины группы В, настойку боярышника, микстуру Равкина на ночь. Молодой человек посещал также кабинет лечебного массажа, получал физиопроцедуры и бальнеолечение.

Дополнительные методы исследования (анализы крови, мочи, УЗИ сердца, рентгенография и другие) отклонений от нормы не выявили. И лечащий врач, и заведующий стационарного отделения склонялись к тому, что это сугубо психотерапевтический больной, и возлагали всю надежду на меня.

Но работа с Вадимом совершенно не давала результатов. Сеансы психотерапии он посещал, но занимался саморегуляцией формально, был недостаточно откровенен и заинтересован. Тахикардия упорно продолжалась, несмотря на анаприлин и магические формулы самовнушения: «Мое сердце работает ровно и спокойно, дыхание легкое и свободное» и т.д.  После сеансов музыко- и психотерапии пульс у Вадима урежался до 85 ударов в минуту, иногда до 80. То есть с его тахикардией мы с коллегами справиться пока никак не могли.

Вадим с интересом выслушивал мои комментарии о причинах его тахикардии и головных болей, о влиянии психики на весь организм, в том числе и на сердце. В споры со мной он не вступал, но и полного согласия на психотерапевтические доводы как-то не проявлял. Это был достаточно трудный пациент в силу своей непонятной психологической закрытости, низкой гипносуггестивности и какой-то недостаточной мотивированности на выздоровление.

Результаты лечения

Определенные позитивные результаты в лечении со временем были все-таки достигнуты. Тахикардию удалось значительно уменьшить. Было принято лечение о выписке Вадима из стационара на амбулаторное лечение. На последней встрече с ним я вновь много говорил о влиянии эмоциональных факторов на сердце, рекомендовал ему занятия АТ, ЛФК, здоровый образ жизни с отказом от курения. 

В заключение, Вадим поблагодарил меня за преподнесенные психотерапевтические уроки, рекомендации и как-то странно заметил: «И все же вы, доктор, были не совсем правы в причинах моей тахикардии и болезни вообще». И, сунув мне в руку двойной листок исписанной бумаги, попрощавшись, быстро вышел из кабинета.

Истинная причина тахикардии

Я развернул этот листок и принялся с интересом читать. Это было чистосердечное признание Вадима, суть которого заключалась в том, что около года назад он познакомился с парнем, ранее судимым, который научил его, как получать кайф от чифира. Он стал регулярно тайком этим заниматься, продолжив кайфовать даже в больнице (благо, условия для этого имелись). Об этом пристрастии Вадим никому, даже родителям, никогда не рассказывал.

После прочтения его послания все встало на свои места: и непонятная тахикардия с головными болями, и ухудшение внимания, и нарушение сна. Непонятным оставалось лишь одно: почему Вадим сразу не рассказал об истинных причинах своего нездоровья? Ведь это бы сократило массу времени на поиски методов лечения, да и сама терапия была бы иной. Быть может, не достаточно расположил я его к себе, сам подался на лечение НЦД, стараясь лечить при этом не целостного человека, а лишь болезнь? Может быть!


Оставить комментарий

Все Врачи Здесь

  • Илья Петров
    18:46 10.01.20

    Прекрасный детектив